Образовательная программа (краткая презентация)

Уважаемые родители!

  Представляем вам краткую презентацию  образовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 19 «Алёнушка» с. Шепси муниципального образования Туапсинский район

Посмотреть презентацию…

 

 

Образовательная программа дошкольного образования  муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 19 «Аленушка» с. Шепси муниципального образования Туапсинский район

(краткая презентация)

Образовательная программа дошкольного образования (далее — Программа) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 19 «Аленушка» с. Шепси муниципального образования Туапсинский район (далее  —  МДОО) составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования на основе Примерной основной образовательной программы дошкольного образования.

Программа разработана авторским коллективом МДОО в составе: руководитель творческой группы – заведующий МДОО Мурадьянц Н.П., члены творческой группы – старший воспитатель Чижикова Н.Ю., воспитатели Фролова Т.В., Кишишьян О.А., Бойко М.Н, музыкальный руководитель Жорова О.В.

Программа является документом, на основе которого МДОО осуществляет образовательную деятельность. В Программе определены цель, задачи, планируемые результаты, объем, содержание и формы организации образовательного процесса на этапе  дошкольного образования.

Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.

       Программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его всестороннего развития, в том числе личностных качеств и творческих способностей, на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

  Программа реализуется в течение всего времени пребывания воспитанников в МДОО:

  • в непосредственной образовательной деятельности, совместной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, где ребенок осваивает, закрепляет и апробирует полученные знания и умения;

  • в самостоятельной деятельности детей, где ребенок может выбрать деятельность по интересам, взаимодействовать со сверстниками, реализовывать потребность в общении, движении и познании окружающего мира, экспериментировать и проявлять творчество;

  • во взаимодействии с семьями детей.

       Срок реализации Программы —  5 лет.

       Программа реализуется на русском языке — государственном языке Российской Федерации.

Программа состоит из трех разделов – целевого, содержательного и организационного.

Целевой раздел включает в себя пояснительную записку, в которой определены цели и задачи Программы, принципы и подходы к её формированию, планируемые результаты освоения Программы, характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.

Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях – социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической.

   Программа определяет примерное содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, музыкальной, двигательной, конструктивной.

       В данном разделе также представлены особенности взаимодействия взрослых с детьми (вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы, особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик, способы и направления поддержки детской инициативы)  и особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Организационный раздел Программы описывает систему условий реализации образовательной деятельности, необходимых для достижения целей Программы и планируемых результатов ее освоения, а также особенности организации образовательного процесса, а именно описание:

  • психолого-педагогических, кадровых, материально-технических и финансовых условий,

  • особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды,

  • особенностей режима и распорядка дня с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей,

  • особенностей традиционных событий и праздников.

         Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми.

Объем обязательной части Программы составляет не менее 60% от ее общего объема.

Объем части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, составляет не более 40% от ее общего объема (текст данной части Программы выделен курсивом). В ней представлены выбранные  участниками образовательных отношений МДОО парциальные образовательные программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях.

Цель Программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания детьми дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, сохранение и укрепление их здоровья, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе.

  Цели Программы достигаются через решение следующих задач:

  • Забота о здоровье, эмоциональном благополучии своевременном всестороннем развитии каждого ребенка.

  • Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам для воспитания у них таких качеств, как общительность, любознательность, инициативность, самостоятельность, стремление к творчеству.

  • Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса.

  • Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.

  • Единство подходов к воспитанию детей в условиях образовательного учреждения и семьи.

  • Обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.

  • Развитие речи и коммуникативных способностей детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

  • Создание благоприятные условия для формирования математических представлений, логического мышления и предпосылок учебной деятельности.

  • Формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.

  • Развитие творческих способностей детей и потребности в самовыражении в процессе различных видов музыкальной деятельности (слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений, музицирования, музыкально-игровой деятельности).

  • Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах воспитания детей раннего и дошкольного возраста, развитие активных форм сотрудничества с ними путем разнообразного вовлечения их в образовательный процесс.

Планируемые результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение целевых ориентиров, которые описаны как основные характеристики развития ребенка на разных возрастных этапах дошкольного детства.

Целевые ориентиры в раннем возрасте (к трем годам):

  • интересуется окружающими предметами, активно действует с ними, исследует их свойства, эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, проявляет настойчивость в достижении результата своих действий;

  • использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов и умеет пользоваться ими, владеет простейшими навыками самообслуживания, проявляет самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

  • соблюдает элементарные правила вежливости, имеет первичные представления о правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их;

  • владеет активной и пассивной речью: понимает речь взрослых, может обращаться с вопросами и просьбами, знает названия окружающих предметов и игрушек, может обращаться с вопросами и просьбами;

  • стремится к общению со взрослыми, активно подражает им в движениях и действиях;

  • проявляет интерес к сверстникам, наблюдает за их действиями и подражает им, умеет играть рядом с ними, проявляет интерес к совместным играм небольшими подгруппами;

  • проявляет интерес к окружающему миру природы, участвует в сезонных наблюдениях;

  • любит слушать стихи, песни, сказки, рассматривать картинки, двигаться под музыку, эмоционально откликается на произведения культуры и искусства;

  • охотно включается в продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование);

  • развита крупная моторика, стремится осваивать различные виды движений (бег, прыжки, лазание и прочие);

  • планируемые результаты освоения части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, соответствуют планируемым результатам освоения обязательной части Программы.

Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы семи годам):

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности и других видах детской активности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

  • ребенок положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

  • умеет слышать других и стремиться быть понятым другими, старается выражать и отстаивать свою точку зрения;

  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, следует игровым правилам;

  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может высказывать свои мысли и желания, строить речевое высказывание в ситуации общения; может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными произвольными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками; соблюдает элементарные общепринятые нормы, стремится поступать хорошо, проявляет уважение к старшим и заботу о младших; может соблюдать правила безопасного поведения, здорового образа жизни  и навыки личной гигиены;

  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; знаком с произведениями детской литературы; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;

  • открыт новому, проявляет стремление к получению знаний и положительную мотивацию к дальнейшему обучению в школе;

  • ребенок проявляет интерес к малой родине, к культуре и истории народов, населяющих Краснодарский край;

  • знает название края — Краснодарский край (Кубань), Туапсинский район, город Туапсе, село Шепси, названия улиц с. Шепси; символику края, района и города;

  • знает игры народов Кубани, фольклорные произведения, а также литературные, художественные и музыкальные произведения писателей, художников и композиторов Кубани;

  • знаком с флорой и фауной Краснодарского края и Черного моря, основными экологическими проблемами региона, проявляет бережное отношение к природе;

  • ребенок отражает свои впечатления о малой родине в различных видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, изобразительной, познавательно-исследовательской, конструировании.

Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.

 

Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа

Содержание Программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в МДОО. Образовательные  услуги получают воспитанники в возрасте от 1,5 до 8 лет. Программа реализуется в  группах  общеразвивающей направленности. В МДОО  функционируют группы общеразвивающей направленности с режимом пребывания 10,5 часов и группа кратковременного пребывания с режимом пребывания 3,5 часа.

 

Возрастная группа

Возраст

Тип группы

Режим пребывания

Вторая группа раннего возраста 2 — 3 года общеразвивающая 10,5 часов
Младшая группа 3 — 4 года общеразвивающая 10,5 часов
Средняя группа 4 — 5 лет общеразвивающая 10,5 часов
Старшая группа 5 – 6 лет общеразвивающая 10,5 часов
Подготовительная к школе группа 6 – 8 лет общеразвивающая 10,5 часов
Группа кратковременного пребывания 1,5 — 3 года общеразвивающая 3,5 часа

 

Возрастные особенности психофизического развития детей раннего возраста и каждого периода дошкольного детства представлены в пояснительной записке целевого раздела Программы (с.10 – 21).

Количество возрастных групп, их количественный состав в текущем учебном году представлены в Приложении №1 к Программе.

При разработке и реализации Программы учитываются индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в МДОО такие, как:

  • состояние здоровья и индивидуальные особенности психофизического развития (в МДОО систематически проводится мониторинг и анализ состояния здоровья воспитанников, что позволяет осуществлять дифференцированный подход к каждому ребенку);

  • гендерные особенности воспитанников;

  • социальный статус семей воспитанников (наличие разных категорий семей требует проведения дифференцированного подхода во взаимодействии  с детьми и родителями, учета их  интересов, мнений и запросов  на оказание образовательных услуг).

 

Используемые Примерные программы

Основная образовательная программа дошкольного образования     МДОО разработана на основе Примерной основной образовательной программы дошкольного образования.

Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми.

Обязательная часть Программы разработана с учетом примерной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, которая разработана на основе ФГОС ДО, является комплексной, т.е. предполагает комплексный подход к организации образовательной деятельности, обеспечивая развитие детей во всех пяти образовательных областях. Объем обязательной части Программы составляет не менее 60% от ее общего объема.

Программа «От рождения до школы» направлена на всестороннее развитие дошкольников в разнообразных видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтении. Особое внимание в данной программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям.

В части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные участниками образовательных отношений парциальные образовательные программы (направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях), культурные практики, образовательные технологии, виды деятельности и формы организации образовательной работы.

Используются следующие парциальные программы:

  • Программа развития математических представлений у дошкольников «Математические ступеньки» (автор Е.В. Колесникова) ориентирована на приобщение детей 3-7 лет к математическим знаниям и развитие у них математических способностей, включает не только работу по формированию первичных представлений о количестве, числе, форме, размере, пространстве и времени, но и предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование предпосылок к учебной деятельности. Программа реализуется как на занятиях по формированию математических представлений, так и процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, общения).

  • Программа художественно-эстетического воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» (автор И. А. Лыкова) представляет оригинальный вариант реализации задач эстетического воспитания детей в изобразительной деятельности, она направлена на формирование эстетического отношения и художественно-творческое развитие в изобразительной деятельности, содержит систему занятий по лепке, аппликации и рисованию.

  • Программа развития речи дошкольников (автор О. С. Ушакова) дополняет комплексную программу «От рождения до школы» в разделах по развитию речи и совершенствованию коммуникативных способностей у детей через формирование звуковой культуры и грамматического строя речи, развитие связной и словарную работу с дошкольниками; направлена на разные стороны речевого развития (фонетическую, лексическую, грамматическую), и на их основе решение главной задачи – развитие связной речи. Система работы О. С. Ушаковой направлена не только на формирование культуры речи, но и культуры общения детей друг с другом и со взрослыми.

  • Программа экологического воспитания в детском саду «Юный эколог» (автор С. Н. Николаева) направлена на формирование основ экологической культуры у детей 2-7 лет в условиях детского сада, развитие у них гуманного отношения к живым существам, формирование навыков ухода за обитателями уголка природы, формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней, экологической грамотности и безопасного поведения человека. Программа «Юный эколог» нацелена на воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу, бережно относиться к ним.

  • Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» (авторы И. Каплунова, И. Новоскольцева) позволяет эффективно осуществлять комплексное музыкальное воспитание и развитие детей средствами музыкального искусства и музыкально-художественной деятельности с учетом возрастных особенностей и индивидуальных способностей.

  • Программа по ритмической пластике для детей дошкольного возраста «Ритмическая мозаика» (автор А.И. Буренина) построена на технологии, в основе которой — музыкальное движение, направленное на целостное развитие личности детей от 3 до 9 лет; разработана система работы, включающая вариативные игровые формы организации педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях на основе сотрудничества ребенка и взрослого.

  • Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста», авторы Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Цель программы: формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста на улице, в быту, в природе, основ экологической культуры и ценностей здорового образа жизни.

Разделы программы: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа»,

«Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улице».

  • Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», авторы Князева О.Л., Маханева М.Д.  Цель программы: нравственно-патриотическое воспитание детей, основанное на приобщении к истокам русской народной культуры. Программа направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа, на формирование эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, воспитание духовности. В ней представлен подробный тематический план работы во всех возрастных группах дошкольного возраста.

Содержание Программы МДОО включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

 

Особенности организации образовательного процесса:

  • образовательный процесс осуществляется на русском языке;

  • Программа ориентирована на светский характер образования, на общечеловеческие культурные ценности;

  • образовательный процесс основан на адекватных возрасту формах работы с детьми, максимальном развитии всех специфических детских видов деятельности и, в первую очередь, игры как ведущего вида деятельности ребенка-дошкольника;

  • в ходе образовательного процесса взаимодействие взрослых с детьми личностно ориентировано;

  • образовательный процесс осуществляется в ходе взаимодействия взрослых и детей (в форме непосредственной образовательной деятельности, а также в ходе игр, наблюдений, бесед, чтения детской художественной литературы и т.д.), а также в самостоятельной деятельности воспитанников;

  • педагоги используют следующие формы организации образовательной деятельности: индивидуальные, групповые, подгрупповые;

  • в ходе образовательного процесса создаются условия для взаимодействия детей разного возраста (организуются совместные праздники, досуги, спектакли и др.);

  • образовательный процесс обеспечивает оптимальную нагрузку на ребенка с целью защиты его от переутомления, соблюдаются санитарные правила и нормы (СанПиН);

  • построение образовательного процесса ориентировано на климатические условия региона, режим дня учитывает холодный и тёплый период.

Характеристика взаимодействия педагогического  коллектива с семьями воспитанников

Важнейшее условие обеспечения целостного развития личности ребенка — развитие конструктивного взаимодействия с семьей.

Цель взаимодействия с семьями воспитанников: объединение усилий по развитию, воспитанию и образованию детей, включение родителей в воспитательно-образовательный процесс, повышение педагогической грамотности родителей. Педагоги МДОО учитывают в своей работе такие факторы, как условия жизни в семье, состав семьи, ее ценности и традиции.

Основные принципы в работе с семьями воспитанников:

— открытость детского сада для семьи;

— сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

— создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.

Работа с родителями воспитанников строится на взаимной заинтересованности, сотрудничестве, уважении и доверии.

Основные направления работы с семьями воспитанников:

  • оказание помощи семье в воспитании ребенка;

  • вовлечение семьи в образовательный процесс;

  • культурно-просветительская работа.

    Формы взаимодействия с семьями воспитанников:

  • родительские собрания;

  • консультации, беседы, вечера вопросов и ответов;

  • круглый стол;

  • уголки для родителей, информационные стенды, буклеты, папки;

  • размещение информации на сайте ДОУ;

  • анкетирование, опрос;

  • тренинги, мастер-классы;

  • мини-библиотека для родителей;

  • тематические выставки, фотовыставки для родителей;

  • дни открытых дверей, открытые просмотры родителями занятий и других видов деятельности детей;

  • участие родителей в праздниках, досуговых мероприятиях, проектах, экскурсиях, походах, конкурсах, выставках;

  • дни добрых дел, участие родителей в субботниках;

  • посещение семей воспитанников на дому;

  • работа с родительским комитетом.

Добавить комментарий

Имя *
E-mail *
Сайт